Соревнования Санкт-Петербургской Гильдии Мастеров автостопа,
называемые в народе
"Гонками на выживание имени маркиза де Сада". 
   

На главную
Хозяйка
Библиотека
Путешествия
Подземелья
Фамильное древо
Клуб
Зверинец
Мастерская
Знакомые тропы
Беседы у камина
Чат
Гостевая книга
Написать автору
Опрос

Когда меня пригласили на однодневные парные соревнования по автостопу, проводимые Санкт-Петербургской Гильдией Мастеров, я раздумывала недолго - любопытство, желание приобрести полезный опыт, а также природная склонность к авантюрам, объединившись, сложились в уверенное решение: "Хочу!"
И вот, вечером в среду я пришла на условленное место на ст. м. "Нарвская", где встретила человека, отвёдшего меня на квартиру, в которой проходило собрание автостопщиков. Там были решены основные организационные вопросы (в очень общих чертах - многие тонкости я узнавала уже назавтра "по ходу дела").
Всего в этих гонках принимали участие четыре пары автостопщиков. Все стартовали из Питера в одно и то же время. Смысл поездки заключался в том, чтобы, за минимальное время, соблюдая определённые правила, добраться до города Оредежа, наклеить контрольную марку на въездном указателе, а затем вернуться в Санкт-Петербург, где повторить вышеуказанную процедуру. Пользоваться электричками и (по пути в Оредеж) федеральными дорогами М10 Санкт-Петербург - Москва и М20 Санкт-Петербург - Псков за пределами объездной дороги запрещалось. В нашем распоряжении оставались дороги местного значения, проселки и тропы…

В 7.05 следующего дня я уже была на станции метро "Проспект Ветеранов" (для того, чтобы оказаться там в такую рань, мне пришлось застопить первую в тот день машину еще в 5.30 утра на углу пр. Просвещения и ул. Демьяна Бедного - чтобы вовремя поспеть в метро. С этой задачей я успешно справилась - чай, не впервой; очень ранним утром добраться до метро каким-либо иным способом весьма проблематично), где встретилась со своим напарником - им был ни кто иной как известный стопщик Михаил Гуменик, одетый в ярко-салатовый с синим автостопный комбез.
Мы зашли к Михаилу, где я переоделась в белый с яркими оранжевыми полосами автостопный костюм, который он мне одолжил, мы перепаковали вещи, и к 7.50 вышли на трассу.
Где-то в 8.00 мы застопили первую машину - "Волгу", на которой под "русский шансон" доехали почти до самой Площади Победы. Далее нам с водителем - коротко стриженным накачанным мужчиной лет тридцати, - было не по пути. Тепло попрощавшись с ним и поздравив с праздником Независимости, мы покинули машину и, пройдя пешком пару сотен метров, дошли до памятника, возле которого расходится несколько дорог. Заняли подходящую для стопа позицию на московском направлении… и вдруг неподалеку мелькнул кисло-зелёный комбез. Соперники!
Старший из двойки не спеша подошел к нам:
- Здравствуйте! Что это вы тут делаете? - улыбнулся он.
- Гуляем! - весело ответила я.
Соперник (Александр Третьяков) перекинулся парой слов с Михаилом, и отправился к свой напарнице.
- Определи, что они делают неправильно? - задал вопрос мой спутник. - Могу дать время на раздумье…
Некоторое время поразмышляв, я ответила, что не знаю.
- Они стоят под знаком "остановка запрещена!" - назидательно сказал мой "ведущий".
- А! И точно…
Издали ошибка соперников была отлично видна. Впрочем, наверное, вскоре они её сами заметили, потому что, когда мы оглянулись, их на прежнем месте уже не было. Причем мы даже не заметили, куда они так быстро исчезли - застопить машину они не могли…

Мы перешли на более выгодную позицию, и вскоре удача улыбнулась нам - в 8.25 мы поймали "девятку", на которой доехали до окружной. Надо отметить, что карты у нас с собой не было - правда, мы постарались хорошенько рассмотреть и запомнить накануне, - и теперь получали дополнительную информацию о наилучших вариантах проезда у водителей.
Постояв на развилке у окружной минут десять (во время ожидания Михаил отучал меня от неправильной привычки стоять, скрестив руки на груди), мы в 8.40 остановили "семёрку", довёзшую нас до поворота на Красное Село. Путь до поворота занял немного времени, и вскоре мы снова стопили…
В 9.00 пожилой джентльмен на джипе подвез нас до Гатчины. По пешеходному переходу я резво взбежала вслед за Михаилом на высокий мост - и тут мы неожиданно вновь заметили ярко-салатный комбинезон.
- Ого, они тоже здесь! Ну ладно, пройдем дальше…
Мост был очень длинным, и мы остановились где-то посередине.
В 9.25, неожиданно для себя, мы поймали потрёпанную "шестёрку", водитель которой, старичок-огородник, направлявшийся в Вырицу, любезно убрал с заднего сиденья в беспорядке сваленные там валенки, тулуп и кучу книг, среди которых был даже сборник стихов, и посадил нас. По пути мой спутник осторожно поинтересовался, не видел ли он вначале моста людей в аналогичной нашей одежде.
- Да, там стояли двое… Я как-то не сообразил остановиться, - сокрушенно произнёс старичок.
Отлично! Нам везёт!
Дедушка подвёз нас от моста до поворота, где мы сочли целесообразными выйти, так как путь через Вырицу показался нам не очень удобным.
- Хотя, может быть, я и ошибаюсь… - пробормотал Михаил, глядя вслед удаляющейся машине.
Мы вновь стояли на развилке. Неподалеку два трактора неспешно рыхлили поле. Мимо нас проехала "Татра", груженая щебнем. Одна… затем другая… А третья - остановилась!
Мы забрались в кабину. Я устроилась на возвышении между двумя сиденьями, свесив ноги направо, Михаил сел у правой дверцы. Водителем оказался молодой парень, светлоглазый и светловолосый, с открытым приятным лицом. Он сказал, что едет в Радофинниково, но дороги не знает и следует за двумя предыдущими грузовиками. Было где-то 9.40. Подумав и повспоминав карту, мы решили, что попасть в вышеназванный населенный пункт будет весьма неплохо, и приготовились к дальней поездке - во всех предыдущих машинах мы проводили не более, чем по двадцать минут…

Поездка в "Татре" была приятной. Водитель развлекал нас разговорами, а потом даже угостил "Кока-Колой". В салоне во множестве висели мягкие игрушки, создавая ощущение уюта. Мимо проносились деревья и километровые столбы, леса, поля и деревеньки - моя родная и любимая, до боли знакомая Ленинградская область! По серому небу плыли тяжелые тучи (пару раз даже начинал накрапывать дождик - хотя все метеослужбы в один голос обещали нам ясную погоду), но благодаря голубой полосе вверху лобового стекла небо выглядело вполне оптимистично - своего рода "розовые очки"… В салоне звучал неизбежный в дальних поездках шансон - я успела подпеть Михаилу Шелегу "За глаза твои карие", погрустить над композицией Александра Иванова "Московская осень" и пожелать терпения героине песни "Дождись", - причем неоднократно…
- Вы, наверное, такую музыку и не слушаете? - по-доброму улыбнувшись, спросил шофер.
- Не, мы всё слушаем! - вполне искренне ответила я (не переставая, впрочем, размышлять над тем, как хорошо было бы снабдить всех водил в - обязательном порядке - кассетами Медведева…).
- Да, мы всё слушаем! - подтвердил тем временем мои слова Михаил, окончательно успокоив паренька.
Машина шла довольно мягко, и мне на моем высоком месте было вполне удобно, - и только на поворотах на всякий случай приходилось хвататься за спинку кресла. В какой-то момент наш шофер решил обогнать одну из впередиидущих машин - ее водитель долго не давал нам этого сделать, выезжая на середину не очень широкой двухполосной дороги - наш водитель, смеясь, показывал ему разные общеизвестные знаки, и мы все здорово веселились, - но потом нам таки уступили дорогу, и мы перешли в середину колонны.
Где-то через час мы без особых приключений (один раз чуть было ни заехали не туда, - но "чуть", как известно не считается) подъехали к Радофинникову.
Сердечно распрощавшись с весёлым пареньком, вёдшим "Татру", и взаимно пожелав друг другу удачи, мы в 10.53 вышли на тихую дорогу, по обочинам которой росла буйная трава. Неподалёку стоял километровый столбик с цифрами "36" - но откуда здесь велся отсчет, мы не имели никакого понятия.
- Ну все, комбезы можно снимать - дальше придется идти пешком! - сообщил мне Гуменик.
Однако так получилось, что уже через пару минут, не успев даже как следует размяться после долгого сиденья в кабине и пройти сколько-нибудь по дороге, мы поймали грузовой микроавтобус, в салоне которого, среди канистр и шин, за 10 минут доехали непосредственно до Радофинникова. Две местные женщины, ехавшие вместе с нами, заверили нас, что Оредеж - далеко, и иначе, как на дизеле, нам туда не добраться.
- Хорошо-хорошо… - пробормотал Михаил.
Ехать на дизеле мы не могли. А значит, нам предстояло идти около 15 км вдоль ж/д путей до ближайшего проселка - дороги Луга-Любань.
Где-то в 11.30 мы вышли к "железке", где смогли лицезреть древнюю-древнюю дрезину. Теперь - налево, и вперёд, к победе!
- Чем быстрее мы будем идти - тем вернее победим, - сказал мне Гуменик, и мы бодрым спортивным шагом потопали вдоль колеи.

Слева - лес, и справа - лес. Впереди, на горизонте, - просвет, куда уходят слившиеся в одну точку рельсы… Дорожки обходчиков вдоль пути - вполне удобные, впрочем, вполне возможно, что местные здесь тоже ходят. Время от времени мы видели свежие следы чьих-то ног и велосипедов. Каждые три километра попадались старые платформы. Пару раз мимо нас проходили составы. Развлекая друг друга байками из жизни походников, мы с Михаилом за два часа двадцать минут преодолели все пятнадцать километров - поначалу было решено сделать где-то на 10-м километре привал, но потом мы увидели вдалеке просвет и решили дойти дотуда, полагая увидеть там речку Оредеж, из которой можно будет умыться и набрать воды.
Но просвет оказался нужным нам проселком Луга-Любань. Мы присели на обочине и по-братски поделили бутерброды с колбасой, яблоко и булочки с творогом. С 13.55 до 14.25 мы, не обращая особого внимания на норовивщих нас сожрать комаров, отдыхали, - сняв ботинки и давая отдых усталым ногам, - а затем пошли стопить.
К сожалению, где-то на привале, а может быть - и раньше, Михаил потерял свои темные очки, и найти их мы так и не смогли…

Позиция для стопа была очень удобной, и первая же машина согласилась подвести нас до поворота на Чолово. Там мы вылезли и решили пройти немножко вперед, за поворот, ибо там была более удобная позиция для автостопа.
Теперь, после пятнадцатикилометрового марш-броска, походка наша была уже далеко не столько бодрой, как в начале пути.
На этом месте - за поворотом - мы стояли довольно долго. Редкие машины проезжавшие мимо, или были "забиты", или просто почему-то не хотели нас брать.
"Интересно, где наши соперники? - размышляла я. - Может быть, они нашли где-нибудь дорогу, и уже обогнали нас?.."
Неожиданно из-за поворота вышли двое в ярких комбезах. Таня и Евгений! Они тоже ехали через Радофинниково, но прошли пешком меньше нас, т. к. на какой-то местной дороге поймали "КАМаз". На часах было 15.17.
Мы поделились в коллегами-соперниками остатками бутербродов, а они с нами - холодной водой. В 15.25 следующая машина - "Жигули", - остановленная, кстати, мною, - взяла всех четверых, но увы, совсем на чуть-чуть. В утешение водитель подарил нам банан.
Мы вновь разбились на пары, но не успели Таня с Женей еще уйти, как я снова застопила машину. Там были готовы взять лишь двоих. Правда была на нашей стороне, и мы с Михаилом забрались в салон, оставив раздосадованных Таню и Женю за дверцей. Машина шла в Оредеж. Мужчина за рулем отнёсся к нашему рассказу о соревнованиях по автостопу весьма равнодушно, зато его жена увлеклась, и долго расспрашивала у нас подробности путешествия. Минуты через три после того, как мы сели в легковушку, мимо нас с бибиканьем пронеслись Таня и Женя - на другой.
"Эх, зря мы не сделали красивый жест, и не пропустили их вперёд, - подумала я. - Хотя - кто ж знал!.."
- Ничего, вы их еще догоните и перегоните, - утешила нас добрая жена водителя. Вскоре мы подъехали к знаку "Оредеж" на въезде в городок. На нем красовалась свеженаклеенная марка. Михаил попросил разрешения выйти и наклеил под ней нашу. Затем он снова забрался в салон, и мы вмиг доехали до центра (жена водителя торопилась на электричку).

Только я успела вылезти из машины - а Гуменик уже застопил "Газель"! Было 15.48. Грузовик шел через Лугу в Питер. Ура!
По пути я узнала, что окончательный финиш - не в Оредеже, а в Питере, на въезде в город со стороны Москвы, и воспряла духом. Еще не все потеряно - мы еще можем стать первыми!
На вопрос Михаила, не видел ли он сегодня еще народ в ярких комбезах, водитель вспомнил, что на повороте на Чолово видел четверку похожих, садившихся в машину. Но это, несомненно, были мы - я даже вспомнила, что когда я застопила черную легковушку, мимо нас проехала "Газель".

Машина шла не спеша, за окном начался дождь, из охрипших динамиков вновь звучал шансон - кстати, самый блатняжный за всю поездку, - но мне не привыкать: катаясь по Ленобласти, редко услышишь что-нибудь другое, - да, думаю, и в других частях России - страны, где, согласно статистике, каждый десятый сидел или сидит, а среди водил этот процент, по-моему, еще больше. По крайней мере, катаясь от Луги до Городца, я обычно, разглядывая наколки на открытых частях тела водителя и где-то ближе к концу поездки расшифровав их, преисполняюсь священного трепетом…
Михаил с немолодым шоферюгой разговорились, а я на отрезке от Луги до Аэропорта немного подремала - ночью спала всего лишь около четырех часов…
Вскоре мы въехали в город - в районе метро "Звёздная". Финиш находился за два километра от нас по Московскому шоссе.
- Стопить на два километра - несерьезно, - сказал Михаил. - Лучше пойдем пешком.
Я согласилась - хотя мои ноги были категорически против: три свеженатёртые мозоли на левой и одна не правой давали о себе знать…
Долго ли, коротко ли, - где-то через два часа, пройдя долгий путь мимо грязного желтого забора с кирпичным рисунком, мы достигли въездного знака. Он был самого обычного вида - невзрачный, такого же размера, как и в любой деревне. А я ожидала большего…
Но зато на нём не было ни одной марки! Ура! Мы - первые!
Я прикоснулась к столбу, тоже сделал и Михаил, затем мы наклеили на него марку: "Гуменик и Инес, 18.39" и сфотографировались на достопамятном месте.
Стоявший рядом, возле большого объявления на листе фанеры: "Проведу по городу", колоритный бородатый мужичок, словно бы сошедший со страниц Достоевского или Крестовского, заинтересовался нами. Удовлетворяя его любопытство, мы рассказали ему о нашем мероприятии, а также о жизни в целом.
- Вы по разным городам путешествуете, да? - вопросил мужичок. - А в музеи-то хоть ходите?
- Конечно, - гордо ответила я. - Вот я тут в Москве недавно была, так в целых трёх музеях побывала!
- А в Питере по музеям ходите? - подозрительно спросил дотошный старичок.
- Эрмитаж - Русский музей - Кунсткамера - Зоологический - Артиллерийский - Музей блокады Ленинграда… - затараторила я и сразу, похоже, выросла в его глазах.
- А не хотите работать так, как я? Людей по городу водить? - задал риторический вопрос старичок. - Меня все здесь знают, Мама-Не-Горюй называют… Куда угодно любого приезжего отведу…
Я вспомнила, что, пока мы шли вдоль желтого забора, молодой парень-водитель спросил у нас, как ему проехать на какую-то улицу, и решила сообщить об этом словоохотливому персонажу:
- Знаете, там, в километре дальше по шоссе, стоит "КАМаз".. -начала я..
- А куда ему нужно? - живо заинтересовался "проводник по городу".
- Ему нужно… - я начала усиленно вспоминать, - в какой-то… Староколпакский переулок…
На лице мужичка-бородача отразилась сосредоточенная работа мысли.
Михаил, не удержавшись, фыркнул.
- Двадцать шестой проезд ему нужен, Инес! - уточнил он.
- Знаю-знаю, - оживился Мама-Не-Горюй. - это Парнас… Но он уже, наверное, уехал…
- Ладно, если он всё еще там стоит, мы его к вам обязательно отправим, - пообещали мы и потихоньку, шагая изящной походкой хромоногих уток преклонных лет, отправились к метро…
Теперь можно было уже не торопиться - мы победили и были счастливы!

(с) Инес
13.06.03

Назад, в Путешествия!