Каменоломня Дохлобарсучья (Старица)

Гостевая книга
Опрос

Дорога.

Идея посетить Дохлобарсучью давно витала в наших умах, да все как-то не складывалось. Но вот, 19 февраля 2005 года, звезды сложились благоприятным для нас образом, и мы все-таки туда отправились.
Дохлобарсучья находится в Старицком районе Тверской области. Добираться туда можно разными способами, мы решили ехать вначале на электричке до Твери (где кондукторы и контролеры опустили нас на нехилую сумму), затем на автобусе до Старицы. Далее предстояло пройти километров десять пешком.
Состав участников утрясался достаточно долго, и окончательное количество выяснилось лишь за три минуты до отправления электрички Москва-Тверь: Дима и Саша Голики, Саша Айвазовская, Юля, Анфиса, Морадан и Я. Знакомилась часть участников уже в электричке. Еще двое, Грин и Эсгал, ехавшие из Питера, уже ждали нас на вокзале в Старице.
Автобус Тверь-Старица отправлялся минут через 10 после прибытия электрички, за это время мы едва успели добежать от ж/д вокзала до автобусного и купить билеты (по 60 р. с морды). За шмотники взяли отдельную плату – правда, в десять раз меньшую. Спустя еще полтора часа мы были на автовокзале в Старице, где нас встретили успевшие выспаться друзья.
Закупившись на рынке всем, что нужно, и что не нужно (посланные за продуктами ребята несколько раз терялись, в результате хлебобулочными изделиями и сахаром мы затарились на неделю, если не больше), и удачно отделавшись от «доброхотов», пугавших нас опасностями пещер, мы отправились в краеведческий музей, расположенный на территории Старицкого Свято-Успенского монастыря (кстати, одного из старейших на Северо-Западе Руси), на берегу Волги.

Старица.

Старица, надо сказать, город старинный (ему около 700 лет), с довольно интересной насыщенной историей и своими легендами. Например, одна из легенд, касающихся происхождения названия города, гласит, будто «разорили некогда город враги, и не осталось никого живого: ни воинов, ни мирных жителей, ни монахов. Только одна древняя старуха-старица, укрывшись в пещере (интересно, какой?), сумела уцелеть сама и спасла всех посадских детей». Фигура старицы с посохом изображена на гербе города, памятник ей стоит неподалёку от волжского моста.
В общем, город сам по себе заслуживает отдельной экскурсии, желательно летом, тогда же мы осмотрели его постольку поскольку. В музее особое внимание нами было уделено, конечно же, получению сведений о добыче белого камня, ведшейся в этих краях на протяжении почти всех семи веков существования города в нескольких каменоломнях, расположенных по берегам Волги от села Савельево до деревни Техменево. В настоящее время широко известны 4 системы: Сельцо (расположена на территории города, платный вход), Толпинская (Ледяная), Капкан и Дохлобарсучья.
Кроме информации о каменоломнях, в музее было обнаружено и еще много чего интересного, в частности, коллекция минералов, найденных в районе, а также старинное оружие (мечи, кольчуги и др.) и предметы быта.

Дорога (продолжение).

Но день уже перевалил за середину, а нам еще надо было добраться до системы, к которой вела непростая дорога, известная лишь двоим из девятерых. Когда мы, перейдя Волгу по мосту, покинули город, нам предстояло пройти по пронизывающему холоду еще порядка десяти километров: вначале по занесенной снегом проселочной дороге, до деревни Федурново - родины снеговиков-спелеологов, - а затем по льду Волги. Последняя часть пути была, с одной стороны, самой красивой – зрелище заснеженной Волги и темнеющего по её берегам бескрайнего зимнего леса радовало взгляд городских жителей, - а с другой стороны, самой стрёмной, т. к. лёд кое-где похрустывал под ногами, кроме того, кое-где в нем были пробиты рыбацкие лунки, и нам пришлось растянуться длинной цепочкой на тот случай, если кто провалится в открывшуюся полынью. Но, слава Богу, всё обошлось, и, когда небо уже стемнело, мы заметили ориентир – два сухих дерева – как оказалось, абсолютно не те. Не прошло и получаса и 1,5-ра км берега, как отправленный на разведку Димка нашёл дыру и мы, подхватив свои рюкзаки, принялись карабкаться на крутой склон. В процессе мы чуть не отморозили руки, а я еще и выронила из кармана пилочку для ногтей, которая была безвозвратно потеряна.
Но вот и она, дыра! Оттуда, как всегда по зиме, тянет теплом. Вход достаточно широкий и относительно чистый. Переодевшись, мы один за другим ныряем в него…

Дыра.

Системе Дохлобарсучья, или Федурновская, как ее еще иногда называют, разрабатывалась с XIII в. Впрочем, ходы тех времён навряд ли уже можно найти. Те штреки, где были мы, относятся, вероятнее всего к XVIII-XIX столетиям. Известняк во многих местах закопчен, и кажется черным (хотя на самом деле белый), часто встречаются карстовые образования. Каменоломня состоит из двух частей – та, что расположена ближе к берегу, более старая, и хуже сохранилась, но более протяженная, другая, в глубине, – поновее. Мы, к сожалению, успели побывать только во второй, поэтому расскажу про неё. Штреки достаточно высокие, передвигаться легко. Одним из примечательных мест, очень мне понравившимся, является Мория (в народе называемая Кишкой или Жопой Балрога). Она представляет собой вертикальный тектонический разлом, проходимой длиной метров десять, в который с трудом можно протиснуться и спуститься вниз. Те, кому удаётся это сделать, не застряв и не испугавшись последующей грязи, попадают в конце концов в маленький раскарстованный тупичок и получают долгожданную возможность развернуться, чтобы вылезти обратно. Процесс осложняется тем, что в Мории очень сыро, по стенкам ее стекает вода, образуя натеки… Имеется и еще несколько узостей, в некоторые из которых может пролезть только очень худой спелестолог. Во всей системе очень высокая влажность.

Хотя, по слухам, карта Дохлобарсучьей, сделанная А.Вятчиным и Ко, существует с 80-х годов, у нас ее не было, имелась лишь топосъемка части системы, сделанная Димой Голиком и другими студентами Биофака МГУ. В тот раз мы хотели оттопосъёмить еще хотя бы немного, но у нас на это не хватило ни времени, ни сил.
Если кто-нибудь из читающих эти строки владеет картой Барсуков, большая просьба прислать ее мне на мыло.

О некоторых способах добычи воды в Дохлобарсучьей.

С потолка во многих местах капает, однако организованных водокапов мало и воды там набирается с гулькин нос. В частности, придя в грот Лена, где планировалось устроить стоянку, мы обнаружили заботливо натянутый на спальней полиэтилен. Он выполнял двойную функцию: во-первых, защищал спящих от капающей с потолка воды (к сожалению, только спящих посередине, те, кто лег с краю, основательно промокли), а во-вторых, собирал воду. Но когда к вечеру второго дня мы решили ею воспользоваться, большая часть была бездарно пролита на того, кто спал под плёнкой, наивно считая себя в безопасности!!!. Запасы воды, собранные на капели около Мории, к тому моменту были уже нами израсходованы, поэтому пришлось прибегнуть к извращению: группа товарищей с примусом, 2-мя канами и баклагами была отправлена наверх топить снег. Занимались этим долго, ибо ветер задувал примус – замерзнув – пошли обратно, и пришлось, набрав снег в полиэтиленовые пакеты, топить его уже внизу…

О некоторых способах добычи еды в Дохлобарсучьей.

Думаю, в течение месяца после нашей заброски проблем с едой в Дохлобарсучьей ни у кого не было. Ибо примерно на такой срок должно было хватить оставленных нами в гроте Лена запасов. Одних только консервов осталось 18 банок, не говоря уже о хлебе, майонезе и крупах… Но в отношении еды всегда лучше взять с собой много, чем мало. Надеемся, что кому-то наши запасы пригодились. Хотя, ввиду отдаленности и труднодоступности посещается система редко (раньше там даже не было журнала, его принесли мы!). Так что, думаю, Дохлобарсучья хранит еще много интересного для спелестологов...