Автостопом по Золотому Кольцу (август 2005)

На главную
Гостевая книга
Опрос

Предисловие.

Эта идея – проехать автостопом по городам Золотого Кольца – принадлежала Анфисе. Она увлекла многих, но в результате в августе 2005 в путешествие отправились четверо: Анфиса, Эсгал, Морадан и я.
На путешествие у нас было всего 6 дней и где-то около 1000 рублей на каждого участника. Поэтому мы решили посещать не все города, а лишь те, которые казались нам особенно интересными. Первоначальная программа включала следующие пункты для туристического ознакомления: Сергиев Посад, Калязин, Углич, Мышкин, Ярославль, Суздаль – по одному городу на день. Перемещаться от города до города мы собирались преимущественно стопом, разбившись на две пары (Анфиса с Эсгалом и я с Мораданом) и кое-где – вчетвером - электричками. В каждом из городов планировали гулять, посещать музеи и покупать сувениры, вечером выезжать за город и ставить палаточный лагерь для ночевки, а поутру двигаться дальше.

Сергиев Посад

Стартовали мы утром 9 августа из Москвы, с Ярославского вокзала и на александровской электричке через пару часов достигли Сергиева Посада.
Главной достопримечательностью этого города является Троице-Сергиева лавра, заложенная, если не ошибаюсь, в XV веке, выдержавшая осаду войск Лжедмитрия, и очень хорошо сохранившаяся до наших дней. В настоящее время лавра является местом массового паломничества… туристов, по большей части иностранных. Когда мы вошли под своды лавры, то даже несколько ошалели и от их обилия, и от разноязыкого гула голосов, среди которых особо выделялись итальянские, восклицающие “La Paloma!” (около лавры обитает огромная стая голубей).
Насколько мы поняли, лавра разделена на две части – одна является «музейно-туристической» там расположена масса «церковных лавочек» (под одну из них отведён целый храм, когда-то действовавший…), а другая, где мы не были - действующим монастырём, где, по идее, в стороне от суеты живут и молятся монахи…
В открытой для туристов части лавры фото- и видеосъемка – платные, поэтому фотографировать нам пришлось нелегально… На дверях действующего храма и внутри его висят бумажки типа: «В церкви нельзя разговаривать громким голосом и без нужды ходить по храму», «Нельзя входить в храм женщинам без головного убора, в открытых майках, в коротких юбках и шортах», но внутри всё равно стоит гул от голосов, а «паломницы» одеты кто во что горазд (мы с Анфисой, например, обе ходили в джинсах и у нас был один шарфик на двоих, но белыми воронами мы себя не чувствовали). Интересно, какой процент посетителей лавры составляют те, кто действительно приехал сюда помолиться, и каково они себя чувствуют в этой атмосфере базарной площади?..
Впрочем, с другой стороны, если бы в лавру не пускали кого попало и не торговали столь активно, откуда бы у монахов взялись деньги на реставрацию своей древней обители?.. А если бы там были строгие правила, мы бы вообще не попали за её высокие белёные стены и не увидели бы всех красот, коих там действительно немало…
Ещё в лавре продавались очень вкусные монастырские пряники, которые нам так понравились, что мы закупились ими впрок. Половинки пряника и кружки святой воды, вытекающей из свинцовой трубы – перекладины креста-фонтана, вполне хватило для того, чтобы перекусить. Мы сбросили рюкзаки около огромного пня на территории лавры, и пока одна пара сидела с вещами, другая осматривала достопримечательности. Я купила себе иконку Серафима Саровского, изображенного на фоне лесной глуши, коленопреклонённым на пне вроде нашего, деревянную ложку и пару брошюр, и мы пошли смотреть игрушки и сувениры на площади перед лаврой.
Там тоже было много чего интересного, причем многое – по вполне приемлемым ценам – но денег у нас было не так уж много, поэтому мы даже не смогли себе позволить ни одной из знаменитых посадских деревянных движущихся игрушек…
Из купленного в лавре путеводителя мы узнали, что в Сергиевом Посаде есть еще несколько красивых церквей, заслуживающих отдельного посещения, и музей игрушки, но так как время было уже за полдень, то мы решили отправиться в сторону трассы на Калязин.
Трасса оказалась очень хорошей, правда, шли мы до неё несколько километров, а потом еще и вдоль неё до выезда из города… По пути нам встретился замечательный пруд с лебедями, возде которого невозможно было не остановиться. Зато уехали со свистом, каждая пара сменила по 2-3 машины и через 2 часа мы встретились у деревни Нерль, в 20 км от Калязина, где и встали лагерем.

Калязин.

Город Калязин пока еще не входит в Золотое Кольцо, хотя его жители и стремятся к этому. Город небольшой, насчитывающий около 20 тыс. жителей. Когда-то он стоял на самом берегу Волги и во время строительства водохранилища оказался почти полностью затоплен. И сейчас лишь колокольня Николаевского собора, одиноко поднимающаяся из воды, напоминает о том, где раньше был центр города - рыночная площадь. А сейчас 3 сохранившиеся старинные улицы, ведшие когда-то к площади, упираются в воду…
Колокольня раньше возвышалась прямо из воды и медленно разрушалась от волн, в окна первого этажа можно было заплыть на лодке, но лет десять назад вокруг башни насыпали земли, и сейчас она стоит как бы на острове. А мимо по Волге плывут теплоходы…
Полюбовавшись необычным зрелищем, мы искупались в Волге, а Анфиса с Эсгалом даже сплавали к колокольни и забрались на второй этаж. Из прочих достопримечательностей в Калязине есть краеведческий музей и галерея рисунка. Музей мы не нашли, а галерея была расположена прямо возле пляжа, откуда мы любовались на колокольню, и туда мы зашли. Там нам рассказали об истории города, показали рисунки калязинских художников, изображающих родной город, повосхищались нашим образом жизни и продали несколько глиняных фигурок.

Углич

До следующего пункта – Углича – мы первоначально хотели добраться на электричке, но из расписания на калязинской станции следовало, что пригородного сообщения здесь нет вообще, и уехать можно только на поезде. Поэтому мы забили на это дело и пошли обратно на трассу.
Дорога вновь оказалась хорошей, и сменив пару машин мы доехали почти до въездного знака Углича (как выяснилось наутро, идти оттуда до центра предстояло все-таки немало). Ночевали мы на какой-то лесной вырубке, где кроме нас, обитало множество гадюк (к счастью, они никого не покусали, хотя заметили мы их клубок только наутро).
На следующий день в Углич мы входили под дождём, который шёл до середины дня, и мы прятались от него по музеям. Из них особо понравились два: тюремного искусства и Музей мифов и суеверий русского народа. В первом собраны изделия, созданные заключенными в местах лишения свободы: от простой заточки до радиоприемника, от фигурки из хлебных мякишей и до гитары, а также великолепные рисунки (особенно понравился портрет девочки на тюремной простыне), картины и иконы.
Женщина-экскурсовод, говорившая «на фене», настойчиво предлагала нам купить словарь блатного жаргона или сборник тюремных песен, но брошюрки стоили дорого и мы отказались…
В Музей мифов и суеверий русского народа мы пришли уже после его официального закрытия – в 5 часов вечера, но тем не менее, нас пустили и устроили экскурсию, в процессе которой задавали нам вопросы на знание русского фольклора – чтоб не расслаблялись…
Оттуда мы ушли с диском, забитым эзотерической и близкой к ней литературой, и с массой оригинальных сувениров.
В церкви «Спаса на крови» на месте гибели царевича Димитрия (куда мы пошли с утра самым первым делом!), нас встретили только закрытые двери и приводящая в некоторый ступор табличка «Вход в церковь только по билетам».

Мышкин

До города Мышкина, находящегося на другом берегу Волги, было решено ехать на автобусе – благо он стоил всего 27 рублей с носа.
Мышкин был бы ничем не примечательным уютным провинциальным городком, если бы мышковчане не оказались людьми предприимчивыми и не обладали богатой фантазией – несколько лет назад в городе открылись музеи с необычными названиями – музей Мыши и Музей Валенок, и туда потянулись туристы… Заинтересованные этими названиями приехали в Мышкин и мы. И, переночевав на высоком берегу Волги (на территории города, лишь чуть-чуть в стороне от центра), мы отправились на экскурсию.
Мышкин оказался действительно богат на музеи. Вначале мы посетили «Дом мастеров», где располагается выставка-продажа кованых и глиняных изделий, затем находящиеся в одном здании Музей льна и Музей валенок, отправились в Музей мыши, где собраны разнообразные фигурки, изображающие это животное, которому, согласно преданию, был обязан жизнью князь Фёдор Мстиславский, основавший город: разбуженный мышью, он успел убить подкрадывавшуюся к нему змею. Затем мы решили заглянуть в расположенный на другой стороне улицы исторический музей – и там надолго зависли. Дело в том, что кроме залов с предметами старинного быта, во дворе на территории музея обнаружились маленькие домики. В нескольких из них были реконструированы интерьеры русской избы или хозяйственных построек, а одном обнаружилась настоящая кузня с радушным и разговорчивым кузнецом Александром. Там мы и засиделись, наблюдая, как Александр ковал из железного прута штопор с ручкой – никогда бы не подумала, что изготовление такой простой вещи вручную требует столько труда! То-то наши предки никогда ничем не разбрасывались, а уж если делали что – так на века…
Кузнец посоветовал нам следующий музей – краеведческий, куда мы и двинулись,
несмотря на уже довольно позднее время. Пожилой смотритель музея устроил нам очень интересную экскурсию, рассказав истории жизни нескольких известных жителей города – купцов и священников, а также их семей, показал интересные предметы (кроме работы в музее он преподает резьбу по древу школьникам), которые его ученики вырезали или нашли на берегу водохранилища, - и даже не хотел брать с нас - путешественников- денег!
На предпоследнем пароме (он здесь бесплатный для пешеходов!) мы переправились на другой берег Волги и, пройдя несколько километров, встали лагерем в лесочке, который показался бы нам очень симпатичным, если бы не непонятная могила, обнаруженная на первом же перекрёстке лесных дорог. На могиле стоял крест, а на его перекладине – почти полная рюмка, прикрытая куском хлеба, и огурец. Как видно, покойного поминали совсем недавно. Вспоминая по пути, кого принято хоронить на перекрёстке дорог – самоубийц или сумасшедших, мы отошли от могилки подальше. Хотя у нас и было с собой достаточной количество оберегов, купленных в Музее суеверий, вставать на месте чьего-то недавнего упокоения не хотелось – как из-за опасения того, что покойник мог оказаться не упокоенным, так и из-за вероятности внезапного возвращения поминавших его друзей…
Впрочем, ночь прошла спокойно, и на следующий день мы вышли на трассу с намерением добраться до Ярославля.

Ярославль.

Трасса от Мышкина до Ярославля уже не такая хорошая, как предыдущие, это гораздо более глухая дорога. Но нам повезло, и мы уехали с караваном: я и Морадан на грузовике, с дяденькой, перевозившим гаражи, а Анфиса с Эсгалом – на кране с его напарником. Грузовики шли медленно, но верно, и к двум часам дня мы достигли Ярославля. Деньги у всех нас уже заканчивались, и большинством голосов было решено не тратить деньги на Ярославский кремль, а отложить их на суздальскую медовуху. Но мне это решение показалось аморальным, и с горя я потратила все свои деньги на ярославское пиво.
Ярославль – очень большой город по сравнению со всеми предыдущими, там много заводов и промзон, и выезжали мы из него очень долго. А под вечер, вымокшие под дождём и уставшие, встали в узкой лесополосе возле города Гаврилова Яма, - хотя по плану должны были уже достигнуть объездной трассы Иванова.

Суздаль

На следующий день удача повернулась к нам с Мораданом задом – если раньше мы всегда приезжали к пунктам назначения первыми, обгоняя вторую пару, то сейчас всё пошло не так, и даже наши красные футболки с одинаковыми надписями “Sale”, казалось, перестали помогать. Первая пара уже подъезжала к Иванову, а мы все еще стояли на выезде из Гаврилова Яма, а на трассе было пусто как в Сахаре…
Наконец, с грехом пополам, сменив три или четыре машины, к семи часам вечера мы достигли поворота на Владимирскую трассу. (Анфиса и Эсгал были уже в Суздале, пили медовуху и ждали нас). Безрезультатно простояв на повороте около полутора часов и отвергнув (как оказалось, зря) предлагавшую подвезти нас 3 километра машину, мы решили пойти в сторону трассы пешком (около 16 км). По дороге удалось застопить еще 3 машины, но все – на маленькое расстояние, по 2-5 км. Наконец, уже в 9 вечера мы оказались на Владимирской трассе. До Суздаля оставалось около 80 км. Тут удача снова повернулась к нам лицом.
Мы поймали еще одну машину, и добрый человек, не поленившись сделать небольшой крюк, подбросил нас до ближайшей заправки (когда мы рассыпались в благодарностях, он ответил просто: «Я же христианин!»), а там минут через десять мы поймали прямую легковушку до Москвы. Подумав, в Суздале решили не выходить – всё равно завтра с утра пришлось бы рано вставать и, не заезжая в город, стопить в сторону Москвы – вечером нас ждал поезд, - и отправили второй паре смс-ку, чтобы они ложились спать без нас.

Заключение

Где-то в 2 часа ночи мы уже были у Морадана дома и, помывшись, легли спать. А вечером встретили на Ленинградском вокзале Анфису и Эсгала и они угостили нас суздальской медовухой…