Старая Ладога. От(к)рытие тупика Победы

Гостевая книга
Опрос

Краткая историческая справка.

Старая Ладога - старинный русский город, один из древнейших. Недавно он отметил свое 1250-летие. Период расцвета Ладоги пришелся на эпоху варягов, когда она был одним из главнейших торговых и культурных центров Руси. Затем город постепенно утратил свое былое значение, уступив свою ведущую роль в торговле Новгороду, превратился в один из рядовых городков, многократно подвергался набегам воинственных соседей с севера и запада... И вот, наконец, уже в петровскую эпоху стал называться Старой Ладогой, - чтобы отличаться от Новой Ладоги - города, заложенного Петром I в нескольких десятках километров отсюда.
Сегодня, несмотря на свой столь солидный возраст, Старая Ладога невелика и обилием простых деревянных домиков, окруженных огородами, более всего напоминает большую деревню (сегодня она имеет статус уже не города, а села). Среди этих домишек прихотливо разбросаны руины, оставшиеся от древних сооружений, полуразрушенные кирпичные стены, какие-то старинные заброшенные здания. Туристы из разных городов и стран с трепетом рассматривают развалины древней староладожской крепости, заложенной сотни лет назад, выдержавшей множество осад и в конце концов разрушенной почти до основания (сохранился фундамент и две башни, в которых сегодня размещен музей).
Довольно-таки маленькое по современным меркам селение поражает обилием старинных церквей и монастырей, расположенных как в его черте, так и поблизости, в радиусе нескольких километров. Большинство из них сегодня потихоньку возрождается, часть является действующими.
На окраине города, на берегу реки Волхов, во множестве возвышаются поросшие травою холмы - старинные курганы, памятник истории Древней Руси. Любители древностей, археологи всех мастей и просто ценители истории приезжают сюда для того, чтобы поклониться кургану Вещего Олега или попытаться найти легендарную могилу Рюрика (там, по слухам, спрятано очень много золота).
Спелестологов же привлекают в Старую Ладогу две пещеры, также расположенные на берегу Волхова: Танечкина и Староладожская, образовавшиеся в конце XIX - начале XX веков в результате добычи песка для стекольных заводов, ведшейся подземным способом.

На кой...

В Старой Ладоге мы побывали 8-10 мая 2004 года маленькой группой, состоявшей из пятерых человек, причем четверо ехали туда впервые, а пятый успел уже однажды побывать в староладожских пещерах, поэтому заслуженно носил гордое имя проводника. Целью поездки было поближе познакомиться с вышеозначенными катакомбами - Танечкиной и Староладожской, краем глаза посмотреть на сам город, а главное - отдохнуть. Но так как представление об отдыхе у нас своеобразное, то прихватили мы с собой не только веселящие душу напитки, но и саперную лопатку - для того, чтобы раскопать, наконец ту часть Староладожской, где уже 70 лет не ступала нога человека...

Народ.

Группа наша представляла собой разношерстную компанию, объединяющую народ из многих городов и весей. Утром восьмого мая в электричке, следующей на Волховстрой, собрались: Грин из Саблино, Морадан из Москвы, Невидимка (Stells) - уроженец Лабинска, что в Краснодарском крае (последнее время, впрочем, обитающий в Питере), а также питерцы (обитающие, впрочем, по всей России, а иногда даже и за её пределами) - Метсайнен и я, Инес. Причем Метсайнен и Невидимка, присоединившиеся к экспедиции в самый последний момент, оказались там только потому, что сумели накануне ночью до меня дозвониться :-)

Дорога.

По дороге до Волховстроя (которая занимает два с половиной часа) те участники группы, которые еще не были между собой знакомы, получили хороший шанс это сделать, а те, кто уже и так хорошо знал друг друга - возможность как следует порадоваться встрече. В душном и тесном автобусе от Волховстроя до Старой Ладоги (проникновение в который, особенно с объемистыми рюкзаками, не так легко, как может показаться, и стоило нам нескольких синяков и оторванных от рюкзака ремешков) мы продолжали радоваться и на конечную станцию прибыли совсем уже весёлые и счастливые.
Дойдя до берега Волхова, мы сделали привал, чтобы еще раз порадоваться тому, что оказались в Старой Ладоге. После чего самые нарадовавшиеся участники экспедиции прилегли на пару часиков поспать на зелёной травке под майским солнышком, а остальные отправились кто вдоль берега - искать вход в Танечкину, а кто в сторону крепости - покупать копчёную рыбу, которая, по имеющейся у нас информации, должна была там продаваться...
Когда, наконец, покушав рыбы (которая, как нам и рассказывали, оказалась очень вкусной и дешевой), мы всё-таки собрались забрасываться, солнце уже начало потихоньку клониться к горизонту. Сфотографировавшись на память у входа, участники поездки один за другим нырнули в темное чрево системы...

Танечкина.

Катакомба "Танечкина" представляет собой огромный колонник, по которому можно очень долго бродить, постоянно возвращаясь в одно и то же место. К сожалению, в те дни, когда мы там побывали, значительная часть пещеры была обводнена, что не позволило нам облазить её целиком. В Танечкиной мы обнаружили только два грота, пригодных для стоянки, - остальное пространство занимал колонник, из чего можно сделать вывод, что Танечкина менее подверглась разрушительному действию времени, чем Саблинские пещеры, где под действием обрушения образовалось великое множество всякого рода гротов, залов, тупиков и шкурников. Хотя, возможно через несколько десятков лет вследствие естественных процессов обрушения перемычек колонник Танечкиной изменит свой вид и станет больше напоминать изобилующие местами для стоянок Жемчуга...
Народу в Танечкиной, кроме нас, не было, хотя в пещере мы обнаружили журнал, записи в котором сообщили нам, что пещера посещаема. Знаки, за много лет оставленные посетителями на стенах, говорили о том же. Но, все-таки, народ здесь бывает не слишком часто, и небольшими количествами - в результате чего система сохраняет довольно опрятный вид. А в одном из двух найденных нами гротов под потолком обнаружилась целая колония летучих мышей - зрелище, которое редко можно увидеть в "обжитых" системах.
Оставив мышек спокойно отдыхать, мы отправились во второй грот, где и бросили вещи. Приготовили на газовой горелке ужин и, обследовав незатопленную часть пещеры, легли спать...

Город

На следующее утро, стараниями Грина, народ поднялся довольно рано. Сегодня, согласно намеченному плану, нам предстояло раскопать один из провалов в поле над законсервированной в 50-е годы частью Староладожской и проникнуть туда, где, по слухам, вот уже более полувека (с тех пор, как в подземельях потерялись двое школьников) не ступала нога человека...
Однако вначале мы решили слазить в открытую для посетителей часть Староладожской, расположенную в аккурат под церковью Рождества Иоанна Предтечи. По всей вероятности, Староладожская пещера, после того, как разработка песка в ней закончилась, использовалась монахами в качестве церковных подвалов. Возможно, именно они обтесали и выровняли её своды, придав им такую же аккуратную арочную форму, какую часто имеют своды подвалов в других церквях.
В большей части Староладожской оказалось мокро, внутри не обнаружилось никаких перспективных мест, из которых можно было бы попытаться проделать ход в отрезанную часть системы, - хотя и был найден узкий тупиковый шкурник (по которому мы с удовольствием полазали взад-вперед), явно кем-то прокопанный в поисках продолжения пещеры.
Примерно на такой результат мы и рассчитывали, поэтому спокойно вылезли на поверхность, попили воды из источника под крестом, считающегося святым, посетили возвышающуюся над входом в Староладожскую реставрирующуюся церковь Рождества Иоанна Предтечи, а затем, вспомнив, что сегодня всё-таки День Победы, вместе с гуляющими народными массами направились к магазину...

Копать!

Через час или чуть более, восстановив утраченные силы и оптимизм, мы, окрылённые верой в то, что и нас сегодня должна ждать победа, отправились гулять по городу. Посетив территорию Успенского монастыря (как выяснилось, там можно свободно гулять, монахини не обратили на нас ни малейшего внимания), а также музей и сувенирную лавку в башнях крепости; облазав, насколько было возможно с учетом ограниченного времени, её развалины (там осталось еще очень много неисследованного, но не она была нашей главной целью в тот день), мы вновь отправились к провалу (по пути, разумеется, еще раз заглянув в магазин и приобретя необходимое количество напитков, призванных утолять нашу жажду во время раскопок и согревать нас вечером, когда усталость и наступившие сумерки вынудят нас их прекратить...)

И вот Грин подвел нас к поросшему травой провалу и, бросив на землю лопату, сказал, что здесь мы и будем копать. Рельеф местности - холмики и провалы - безоговорочно подтверждал правоту его слов. Мы принялись за дело. Копали по очереди, выбрасывая землю из ямки при помощи пятилитровой пластиковой канистры со срезанным верхом. Конечно, ведро было бы удобнее, но на помойках, оставленных туристами на берегу, мы его не нашли. Работа кипела в наших руках, гора выброшенной из провала земли росла, мы сменяли друг друга... а внизу, слева от нас, безмятежно нёс свои воды славный Волхов, и мирно занимались своими делами ничего не подозревающие о подземельях под берегом туристы. Провал все углублялся, наше рвение увеличивалось... и вот, прокопавшись сбоку от огромного валуна, который в связи с его размерами было решено не вытаскивать, мы, наконец, увидели долгожданную дыру, - за которой не было видно ничего, кроме темноты!

Дыра.

Расширив отверстие, Грин по праву первооткрывателя нырнул в него. За ним последовали остальные ребята. Я, оставленная из соображений безопасности на поверхности (чтобы было, кому вызвать МЧС в случае, если отрытый штрек внезапно обрушится, и для охраны брошенных вещей), через некоторое время, убедившись, что и на земле, и под ней всё спокойно, тоже последовала за народом.
И вот моим глазам открылся фрагмент штрека, длиной метров в 8, и высотой примерно в полтора моих роста. В противоположном от входа конце был сырой завал, который из-за его влажности было решено не раскапывать. Справа тоже виднелся завал, - под которым вполне мог скрываться перпендикулярный ход... Но для его раскопа у нас не было времени - когда я спускалась вниз, на поверхности уже наступал вечер.
Грин уже сноровисто проводил топосъёмку, на ходу переводя длины лопатки и собственные росты в общепринятые единицы измерения. Теперь оставалось самое главное - дать название откопанному нами подземелью. Предложенное мною название "Пещера им. Алагоса" было отклонено как неоригинальное - сколько их уже по свету! (Хотя надпись АЛАГОС на стене мы всё-таки оставили). Затем Морадан предложил в честь праздника назвать пещеру Победная. А так как она все-таки оказалась тупиковой, то окончательное название, понравившееся всем, составил Невидимка - Тупик Победы. Это имя и осталось за ней в истории...

Мы вылезли на поверхность и попросили каких-то туристов сфотографировать нас у входа в Тупик Победы, рассказав им о великом открытии, свершившимся буквально у них под носом.
В процессе произошел забавный случай. Одним из последних вылезая из Тупика Победы, Невидимка почему-то обозвал стоявший наверху народ бюргерами. Туристы приняли это слово на свой счёт и захихикали - они оказались немцами, хотя и хорошо знающими русский язык...

Когда исторические снимки были сделаны, а вход в подземелье закреплён ольховыми стволами при помощи одолженного у "бюргеров" топора, окончательно наступил вечер. Маленький красный апельсин солнца быстро клонился к горизонту за дорогой. Пора было возвращаться в Танечкину...

О победе.

В тот вечер у нас на стоянке был праздничный ужин. Ходила по кругу баклажка с тёмно-красным напитком, который Метсайнен называл божественным нектаром, а все остальные - портвейном (он был куплен в местном магазине на разлив по 30 рэ за литр, и мы даже хотели пить его из каски, но нас остановили дыры в оной), звучали тосты. Не хватало только менестреля с гитарой...

По общему мнению, поездка удалась на славу. А впереди нас ждали новые приключения, путешествия и открытия!

(с) Инес
1.09.2004

P.S. Литература о подземельх Старой Ладоги.

1. Хазанович К.К. Геологические памятники Ленинградской обл., Л., 1982, 73 с.
2. Сяков Ю. Тайны Старой Ладоги. 2002.
3. Мирошниченко П.О. Легенда о ЛСП., Гатчина, 1992 г. 146 с.