Шатрищенский пещерный монастырь, что в Воронежской области, мы с Мораданом
посетили в начале июля 2005 г. В Воронеже мы оказались проездом по пути
из Старого Оскола в Казань. А так как наши воронежские друзья в письмах
неоднократно нахваливали Большие Дивы – монастырский пещерный комплекс
в Дивногорье – то мы решили обязательно там побывать и посмотреть, что
же это такое на самом деле – пещерный монастырь? Но до Больших Див в тот
раз мы так и не добрались – нам сказали, что сами мы их не найдём, поэтому
мы решили начать знакомство с пещерными монастырями с Малых Див – Шатрищегорского
монастыря.
Дорога до Шатрища от Воронежа непроста – теоретически, туда можно доехать
на прямой электричке от Воронежа, но в Шатрище она не останавливается,
поэтому приходится либо делать пересадку в Лисках, либо выходить на предыдущей
станции Откос и два километра идти пешком. Уехать из тех мест еще сложнее
– либо рано утром, либо вечером. Неудобное расписание электричек компенсируется
возможностью застопить поезд, что мы и сделали на обратном пути, доехав
таким образом от Откоса до Лисок, откуда, уже купив билет, уехали прямиком
в Казань…
Пещерные монастырские комплексы, как в Больших, так и в Малых Дивах, пройдены
в мелу, что само по себе необычно для жителей Москвы и Питера. Также удивила
форма выработок, представляющих собой высокие узкие ходы сводчатого сечения.
Пещера в Шатрище возводит свою историю к XVII веку – во всяком случае,
именно к этому периоду относится первое упоминание о ней в литературе
– прошение некоего старца к царю Алексею Михайловичу о разрешении устроить
там в горе монастырскую «пустыньку».
В XVIII-XIX вв. пещерные монастыри в Шатрищах и в Дивногорье становятся
известны, о них упоминают в своих рассказах многие путешественники по
Дону. В этот период пещера в Шатрище расширяется, её протяженность становится
более 1 км. Над пещерой строится (вытёсывается из мелового останца) красивая
белая церковь… Однако уже в конце XIX века власти решают упразднить монастырь
в Шатрище, и после нескольких столкновений с верующими, которые продолжали
там молиться, им это удается… Постепенно монастырский комплекс пришел
в упадок - церковь была разрушена, иконы растащены, - и сейчас от него
остался лишь комплекс подземных сооружений протяженностью около километра,
представляющий собой преимущественно длинные узкие ходы с малочисленными
разветвлениями…
Сохранность выработок, пройденных в мелу и – наиболее глубокие ходы –
в песчанике, не может не радовать. Ходы, пройденные в мелу, сохранились
практически полностью, кое-где даже уцелели следы старинных ступеней и
ниш, где когда-то стояли иконы и свечи… Правда, теперь их во множестве
украшают оставленные в годы запустения «высокохудожественные» надписи
типа «здесь был Вася», датирующиеся в основном двумя последними третями
XX века (хотя мы углядели и несколько имен с ятями). Выработки нижнего
яруса сохранились хуже, кое-где видны следы обвалов, зато и закопченных
стен с надписями там поменьше.
Кроме того, монастырские ходы в двух местах пересекает трещина, которая
сама по себе представляет немалый интерес для исследователей… (Мы, правда,
в нее не полезли – вытаскивание Морадана из различных узостей не является
моим хобби, что бы он об этом не думал…)
На меня пещерный монастырь произвёл двойственной впечатление – с одной
стороны, это очень красивая и интересная пещера, а с другой – когда ходишь
по нему, особенно в одиночку, в голову лезут мысли о старцах, которые
потратили свою жизнь на выдалбливание в мелу обители для уединённых молитв
и размышлений, и чьи души, должно быть, сейчас с грустью глядят на «мерзость
запустения», царящую нынче в Шатрище… И от этих мыслей становится грустно
и немножко неуютно – словно бы начинаешь ожидать подсознательно появления
из-за угла призрачной фигуры с укоризной во взгляде. И еще приходят в
голову мысли о том, ждёт ли Шатрище судьба Больших Див – где пещерный
монастырь восстанавливается и в подземном храме уже даже проходят службы,
- или, наоборот, его ждёт лишь дальнейшее разрушение и забвение…