Статья о толкинизма.

 

   

На главную
Хозяйка
Библиотека
Путешествия
Спелестология
Гостиная
Клуб
Зверинец
Ссылки
Чат
Гостевая книга
Написать автору
Опрос

 

Вступление

В чем заключается феномен толкинизма? Почему даже спустя 40 лет после выхода в свет "Властелина Колец", книги, которая, можно сказать, породила новое социальное явление - толкниизм, число поклонников Профессора не уменьшается, а наоборот - все растёт; его книги продаются огромными тиражами, а фильм, снимающийся по мотивам его знаменитого произведения, имеет бешеный успех? Наверное, это происходит потому, что в книгах Толкина есть нечто такое, что и до сих пор затрагивает особые струны в душах людей, заставляя их задумываться над жизнью, пересматривать свои взгляды, меняться; это нечто открывает перед ними новые горизонты, помогая увидеть в окружающем мире то, чего они раньше не замечали, а иногда и вовсе - превращает их в тех, кого в обществе принято с чуть ехидной улыбкой называть "толкинистами".

Что же такое толкинизм и кто такие толкинисты? Я для себя ответила на эти вопросы так: " Толкинизм - это мировоззрение и образ жизни", а быть толкинистом, по-моему, - значит жить в гармонии с людьми и природой, следуя христианским принципам, творя на Земле добро и красоту; стремиться к духовному и физическому развитию. Все эти идеи нашли свое отражение в книгах профессора Толкина, и поэтому я считаю логичным называть толкинистом того, кто, прочитав произведения Профессора, воодушевился ими и попытался начать жить сообразно этим принципам; а не только тех, кто, следуя суховатому академическому определению "изучает и переводит труды Толкина".
Это моя точка зрения, - возможно она и неточна, - но я не хочу сейчас пытаться дать определение понятию "толкинизм", а всего лишь хочу поговорить о толкинизме конкретно как о системе взглядов на жизнь.

1.

Из всех народов, населяющих Средиземье, особенно любимы Профессором эльфы - недаром они называются Высоким, Высшим народом. Осмелюсь предположить, что образ жизни эльфов Толкин считал идеалом, к которому остальные народы пока могут только стремиться.
Эльфы живут, органично вписываясь в окружающий мир, являясь его естественным элементом, не внося в него Искажение. Они не противопоставляют себя миру, не изменяют мир "под себя", уродуя и разрушая его, нанося природе болезненные раны, - как это делают орки и прочие отрицательные персонажи, а зачастую - что уж там греха таить! - гномы и люди. Нет, они научились жить так, чтобы не нарушать гармонии и красоты своего мира, которую эти создания чувствуют особенно остро, - а наоборот, увеличивать её, - и этому искусству у них стоит поучиться.
Эльфы обладают многими талантами: они не болеют, могут долгое время обходиться без пищи, терпеть лишения, быстро сведшие бы в могилу большинство представителей других народов… Да что там говорить, они вообще бессмертны! Они знают языки животных и птиц, деревьев и трав, ветров и камней; чувствуют малейшее изменение живого мира вокруг себя. Иногда они кажутся родными, любимыми детьми земли, которым она покровительствует и которых оберегает, а большинство других народов - лишь пасынками. Возможно, это происходит потому, что эльфы изучили, ПОНЯЛИ этот мир, нашли "ключ" к нему, подружились с ним, - и поэтому им незачем бороться с миром, с боем вырывая у него то, что он и сам готов отдать; им нечего в нём бояться?

Другой народ, к которому Профессор испытывает особую симпатию - хоббиты. Вроде бы, они совершенно не похожи на эльфов - этакие домашние, любящие уют и комфорт существа, обожающие красиво одеться и вкусно покушать, - однако так может показаться только на первый взгляд. Казалось бы, совершенно неприспособленные к суровой жизни за пределами их маленькой страны хоббиты неожиданно оказываются самыми жизнестойкими: во всех тех ситуациях, где представители остальных народов непременно пропали бы, хоббиты не только выживают самими, но еще и помогают спастись друзьям. В чём же секрет хоббитов? Может быть, в том, что они не пытаются "объять необъятное", не ломают себе голову над сложными вопросами, они смотрят на всё просто, по-житейски, - и поэтому легко находят "гениальный" выход из ситуации? Ведь часто бывает так, что гениальное - просто… Показательно, что Профессор считал себя из всех народов Арды ближе всего именно к хоббитам.
К большинству из них можно отнести слова, которыми Профессор характеризует фермера Мэггота: "Он стоит на земле обеими ногами". Хоббиты тоже очень хорошо чувствуют окружающий мир и гармонично вписываются в него; они чужды всякой сложной технике и используют лишь "ту, без которой не обойтись", живут в норах, разводят огороды, умеют бесшумно ходить по лесу… В общем, при всей кажущейся беззащитности хоббитов, ни один из них, оказавшись наедине с природой, не пропадёт.

2.

Современное общество добилось очень многого. Развитие науки и техники сделало возможным небывало быстрые перемещения в пространстве, способствовало появлению облегчающих труд человека машин и механизмов, позволило создать смертельно опасное оружие. Масштаб промышленного производства достиг небывалых размеров, ежегодно добываются миллиарды тонн угля и руды, производится с трудом поддающееся осознанию количество энергии.
В XX были побеждены многие страшные болезни, человек вышел в космос, были изобретены мгновенные средства связи… Всего не перечислить.
Вот только люди не стали от этого счастливее.
Об этом свидетельствуют, например, результаты опросов, произведенных в 1949 году (до того такие опросы не производились) и где-то в середине 90-х годов. ЛЮДИ НЕ СТАЛИ СЧАСТЛИВЕЕ.

Современный мир находится в очень сложном положении: с одной стороны, наличие оружия массового поражения, атомных электростанций и химических производств создаёт постоянную опасность неожиданной масштабной катастрофы.
С другой стороны, - вполне вероятная возможность экологической катастрофы. Вернее говоря, НЕИЗБЕЖНОСТЬ экологической катастрофы - если люди не изменят своего отношения к окружающей нас природе, экологическая катастрофа неизбежна. И практически неизбежно за ней последует гибель цивилизации.

3.


Во "Властелине колец" достаточно подробно описывается Изенгард: обилие машин, сложных механизмов, постоянная работа кузниц, огонь, дым, грохот… Среди всего этого суетятся орки - они работают, подчинясь приказам, совершенно не задумываясь над тем, что и зачем они делают; они готовы из-за малейшего пустяка вцепиться друг другу в горло, они боятся и ненавидят Лес - символ не только дикой природы, но и мудрости, неторопливости, рассудительности. Так выглядит средоточие Зла. Несколько гротескно, но мир техногенной цивилизации - наш мир - вполне узнаваем…
Судьба Изенгарда весьма символична. Судя по всему, если мы пойдём дальше тем же путём, наше будущее будет весьма печальным. Вернее, его вообще не будет…

"Культ" Толкина возник в середине 60-х годов - время, которое запомнилось массовыми молодёжными протестами против существующего образа жизни: именно тогда появились хиппи, панки, "зелёные" и пр., пр. Однако, каждое из этих движений, кроме положительных черт, имело и массу недостатков (которые иногда полностью затмевали достоинства). Сейчас все эти движения, слегка видоизменившись (и опять же, - не всегда в лучшую сторону), продолжают существовать. Что-то они, надо отдать им должное, сделали: мир стал более свободным, "неформализованным", люди, иногда задумываясь над причинами молодёжного протеста, начали понемногу понимать, что, видимо, "не всё ладно в Датском королевстве…"
Однако кардинально исправить ситуацию не удалось. Бороться против всего мира сложно - и большинство неформалов 60-х годов, вырастая, становились среднестатистическими гражданами, превращались в "нормальных людей". Про современных зелёных я уже и не говорю: известно, что многие из них сейчас попросту прикрываются красивыми лозунгами, используя полностью противоречащие им методы для своей наживы. (Достаточно лишь упомянуть, например, массовые убийства животных, совершённые самими так называемыми "защитниками природы" только для того, чтобы заснять их на плёнку и потом устроить громкую акцию протеста…)

Толкинизм вобрал в себя лучшие черты всех вышеозначенных движений, однако, в отличие от большинства из них, он несёт в себе конструктивное, созидательное начало. Недостаточно громко объявить протест - для того, чтобы изменить мир, надо работать. И начинать надо, естественно с себя: совершенствоваться морально и физически, раскрывать свои внутренние резервы, свой духовный потенциал, поступать так, как велит совесть, хотя бы иногда это и требовало огромных моральных и материальных затрат; сводить к минимуму использование предметов, производство которых наносит урон окружающей среде.. Хотя, наверное, в глубине души большинство людей и так это понимает, вот только они не хотят прислушаться к внутреннему голосу, всячески заглушая его, - ведь жить "как все", плыть по течению - гораздо удобнее, чем жертвовать своим спокойствием и благополучием ради каких-то далёких и неопределённых целей (хотя это только кажется, что они такие далёкие и неопределённые).

Все толкинисты, по моему мнению, сознательно или бессознательно, стремятся к такому образу жизни, который описан как идеал у Толкина.
Естественно, что современные люди - это не эльфы и не хоббиты. Да нам никогда и не стать ими - не стоит забывать об этом. Но мы можем многому у них поучиться - как учились этому все свободные людские народы Арды.

 

В начало страницы

Авторы и произведения:

Инес
Стихи:
Том 1
Том 2

Том 3
Том 4
Том 5
Том 6
Том 7
Посвящение подруге

 Переводы


Проза:
Мгновения

Реальные истории про кошек

Статьи:

Статья о толкинизме.
О "письмах счастья"
О любви (сочинение).

Рисунки

Инес&Тайг:

Поединок в стихах.

Стихи моих друзей:

Лорф
Анораглеб

Таня:
Cтихи.
Стихотворение, посвященное Таней мне.


Ингадарь
Дарк

Мастера:
Карина Филиппова
Анатолий Поперечный