На "собаках" в Псков.

Чат
Гостевая книга
Опрос

Я живу в Санкт-Петербурге - городе, который находится менее, чем в 300 километрах от Пскова. Но так получилось, что, прожив в Питере 21 год, я умудрилась ни разу не побывать во Пскове!
И вот однажды, проникнувшись осознанием всей нелепости данной ситуации, я решила, что этот старинный русский город всё-таки следует повидать. Я увлекла своей идеей еще двух девушек - одну петербурженку и одну москвичку, гостившую на тот момент у нас в Северной столице. И вот, в конце августа 2003 года мы решили съездить посмотреть Псков. Поездка планировалась чисто ознакомительная, краеведческая - мы хотели просто побродить по городу и посмотреть основные местные достопримечательности. Так как ехали мы всего на два дня, то было решено, что ночь пересидим в каком-нибудь круглосуточном кафе, а вечер первого дня и утро второго посвятим культурной программе. Остальное время по плану уходило на дорогу - 2,5 часа идет электричка до Луги и 3 часа - дизель от Луги до Пскова.

Ранним утром в среду мы, трое, встретились на Балтийском вокзале в СПб. Кто-то был с легким рюкзачком, кто-то - с легкой сумочкой или пакетиком. В Псков было заранее решено ехать налегке, - чтобы не вставала проблема возни с громоздкими вещами. Гулять с большими рюкзаками, как показывает опыт, не очень удобно…
Первая поджидавшая нас неожиданность заключалась в том, что электричку до Луги перенесли на час вперед. Это означало, что мы, вероятно, опоздаем в Луге на дизель, что сократит и без того невеликое время пребывания во Пскове… Но,.естественно, данный факт не поколебал нашей решимости. И вот, прошатавшись час на вокзале, мы наконец загрузились в электричку (или, как называют данное "вредство передвижения" в народе, "собаку") до Луги. За окном светило солнышко, по-прежнему было еще довольно раннее утро (8.20) и мы заклевали носами, несмотря на то, что в вагоне было довольно много народу и постоянно ходили торговцы. Дремали мы до тех пор, пока где-то на середине пути в вагон не зашли контролеры, мигом согнавшие сон со всех зайцев. (Я вспомнила фразу одного своего знакомого, вопрошавшего: "Зачем мне ходить в зоопарк? У меня и так каждый день зоопарк: собака, полная зайцев…"). С лёгким вздохам мы отдали "контре" по 20 рэ с носа. Можно было бы, конечно, попробовать обдурить деньгосборщиков, но деньги у нас были, и мы решили не выпендриваться. Дальнейшие полтора часа прошли быстро - и вот, мы в Луге. До следующего дизеля на Псков оставалось более двух часов, и мы решили не терять времени даром пойти гулять. Луга - тоже город, причем древний. Её воспевал еще Пушкин:
Есть на свете город Луга,
Петербургского округа.
Хуже не было б его,
Кабы не было б на свете
Новоржева моего.
Гуляли по городу мы бессистемно, поэтому, должно быть, ничего достопримечательного, кроме, пожалуй, уточек на Луге-реке, не обнаружили. Впрочем, прогулка была неплохая. (Ранее я, хотя и неоднократно бывала в Луге проездом к себе на дачу, но толком по ней не гуляла).
В процессе прогулки на мобильник второй девушки из Питера позвонил мой интернетовский знакомый-пскович (накануне я отправила ему письмо о том, что мы собираемся в Псков). Знакомый порадовался тому, что мы уже в Луге, пожелал успехов в дальнейших перемещениях и пообещал нас встретить через четыре часа на привокзальной площади Пскова. Мы приободрились - у нас появился потенциальный экскурсовод. Теперь мы ехали еже не наобум!

Дизель - очень медленный вид транспорта. То расстояние, которое электричка преодолевает за два часа, он проходит за четыре. У дверей вагонов стояли проводницы, порядков проезда в дизелях мы еще не знали, поэтому решили шикануть и купили полные билеты. На этот раз машинист оказался более человеколюбивым, чем его утренний коллега, и мы полчаса ждали питерскую электричку. Наконец все желающие ехать во Псков погрузились и состав тронулся.
За окном проплывали тронутые первым дыханием приближающейся осени пейзажи. Мы пришли к выводу, что леса в Псковской области очень красивые и решили, что когда-нибудь обязательно сходим туда в поход. Потом за окошком потихоньку начал накрапывать дождь. Небо затянуло тучами и пейзаж стал навевать на нас печаль.
Чем дальше дизельный поезд приближался к Пскову, тем меньше оставалось в вагоне народу. Остававшиеся пассажиры в основном спали, создавая многоголосый храп. Многие с комфортом разлеглись на сиденьях, накрывшись бесплатной газеткой с рекламой кандидата в губернаторы Ленобласти, которую в Луге любезно раздала всем желающим проводница.
В 18.00 все той же среды мы все-таки уже были на условленном месте стрелки, где встретились и еще раз познакомились с моим знакомым. Экскурсия началась.

Под мелким ненавязчивым дождиком мы сели в автобус(обилие регулярно ходящего социального общественного транспорта является гордостью Пскова) и отправились в центр, - к памятнику княгине Ольге. В Пскове, который как раз в 2003 отметил свое - страшно подумать! - 1100-летие, есть два свежеподаренных памятника святой княгине, - обычный и церетелевский. Для начала мы посмотрели обычный, - имя скульптора я, к сожалению, запамятовала. Затем наш путь лежал в Кремль.
На всех нас троих это величественное белокаменное сооружение, практически полностью сохранившееся с древних лет, произвело очень большое впечатление. Не смотря на усиливающийся дождь, силящийся обратить на себя наше внимание, мы долго бродили по всем территориям Кремля, ограниченным тремя кольцами стен.
Кремль стоит на холме на стечении двух рек - Псковы и Великой, причем раньше стены его вставали прямо из вод последней, что весьма затрудняло осаждающих крепость врагов. Сейчас река отступила, и стены от берега отделяет метров 15-двадцать очень крутого склона, поросшего травой и редкими деревьями. А под самыми стенами, наверху холма, вьется опасная тропа (естественно, мы не преминули забраться наверх по склону и прогуляться по ней. Это было довольно сложным испытанием, и в результате мы были перепачканы размокшей от непрекращавшегося дождя грязью с ног до головы) J Ко дню города Кремль был отреставрирован - на стенах были восстановлены деревянные галереи и т. д., что создает очень опрятный и историчный вид а также дает возможность спрятаться от дождя. Массивные каменные башни, правда, к сожалению, были закрыты.
На берегу реки Великой. Находится несметно множество кафешек в псевдоисторическом стиле. Мы, промокшие и продрогшие, были бы рады зайти в какое-нибудь из них погреться, но увы - кафешки нам попадались летние и, следовательно, неотапливаемые… наконец наш спутник сжалился над тремя усталыми гостьями города и решил дать нам вписку - т. е. привести на ночь к себе домой. Мы с радостью согласились. Был уже вечер, и первоначальная идея с ночёвкой в кафе казалась теперь нам, желающим сейчас больше всего на свете обсушиться и поспать, совсем беспонтовой.
По пути на вписку мы закупились в ларьке союзпечати картами города и сувенирами-открытками. А дождь все усиливался, и когда мы подъехали, наконец, к нужной нам остановке, он превратился в настоящий ливень. Безуспешно пытаясь спрятаться под куртками мы перебежками двинулись к гостеприимно распахнувшему двери жилищу. Перекусив и частично переодевшись в сухое (с запасной одеждой у нас были серьезные проблемы, мы легли спать в отведенной нам комнате, радуясь, что не перевелись еще на свете добрые люди, готовые впустить под свой кров практически незнакомых лиц, накормить и уложить спать, да не куда-нибудь, а на мягкую кровать с двумя теплыми одеялами!
Ранним утром нас накормили завтраком. Хозяин дома торопился на работу, и, распрощавшись с его хлебосольной матерью, мы вышли на улицу. Было еще очень рано, холодно, по прежнему моросил дождь. В наших планах было намечено посещение всех музеев, которые мы сумеем найти, а также сувенирных лавочек. Убедив нашего знакомого, что не будем скучать, мы отправились в Кремль дожидаться открытия первого из музеев. Сидя на галерее древней крепостной стены, мы грызли привезенное из Питера печенье, запивая его морсом, а прыгавшие у наших ног воробьи подбирали крошки. Мимо нас проходили спешащие по своим делам псковитяне. Потом нам стало как-то прохладно, и вся наша маленькая женская компания отправилась в магазин греться.

Впрочем, до трех часов, когда нам надо было уезжать, мы успели осмотреть аж два музея и столько же лавочек. Оттуда мы вынесли массу впечатлений и несколько дешевых "штучек" - значков и украшений.

…К моменту нашего отъезда вновь выглянуло солнце. Жизнь прекрасна и удивительна! Не бойтесь, люди, путешествий!!!

В начало страницы

В лес! (август 2003)
Отчет с ролевой игры "Русь Варяжская", август 2003
На "собаках" в Псков, август 2003
Минск - столица Белоруссии. (Сентябрь 2003)